1951 год

№16. русланТретье десятилетие начиналось для театра с испытания «на прочность». Коллективу приходилось работать в условиях перегрузок, выпуская в сезон до пяти новых постановок. Напряженный ритм деятельности, интенсивный прокат репертуара обеспечивали материальное существование театра, но явно отражались на качестве спектаклей.

Огорчала и драматургия. По-настоящему талантливые произведения, созданные для кукольников, можно было буквально пересчитать по пальцам. Большинство же предлагаемых пьес не отвечало высоким художественным критериям, все еще страдая схематизмом сюжета, прямолинейностью образов, бедностью языка.

№16. руслан2Из множества спектаклей для детей, выпущенных  коллективом на третьем десятилетии жизни, лишь некоторые оставили свой след в истории театра. Среди них прежде всего необходимо назвать постановки поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и стихотворной сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок».

Театр создал возвышенно-романтический спектакль по А. Пушкину, полный острых ситуаций, неожиданных превращений и волшебной поэзии. Странствия Руслана, его встреча с Волшебником, Богатырской головой, столкновение с Черномором, наконец, победа героя над этим злым карликом – все это давало театру возможность фантазировать, изобретать.

Вот к высокому, чернеющему на сцене холму приближалась маленькая фигурка всадника – Руслана. Холм вздрагивал, открывались его глаза, шевелились его губы, и зрители видели огромную, в человеческий рост, действительно богатырскую голову – конструкторское детище актера театра С.А. Рубановича, который сам вместе с двумя помощниками управлял ею изнутри.

№16. руслан1Уделяя большое внимание постановочной части спектакля, режиссер М.М. Королев и художник И.А. Коротков создавали на сцене волшебно-фантастический мир.

Пятью годами позже состоялась премьера «Конька-горбунка». Сказка П.П. Ершова об Иване и его верном Коньке-горбунке, которые вопреки козням и наветам выходили с частью из всех ситуаций, а в финале брали верх над самим Царем, разыгрывались кукольниками сочно и озорно. Спектакль покорял оптимизмом, яркостью красок, остроумным решением сцен. Запоминался Иван в исполнении Валерии Киселевой. Конька-горбунка интересно играл Владимир Кукушкин.

Громадная Рыба-кит, составленная из трех частей, лениво шевелилась на сцене, являясь и китом, и ширмой, на которой возникали куклы. А над ней по тонкому тросику пролетали фигурки Конька и сидящего на нем Ивана.

Радовали в спектакле и куклы Н.З. Хомяковой (потрясающей художницы, ученицы Филонова и Фалька), с легким лукавством изображающие персонажей. В них стихия народного юмора получила зримое воплощение.