1963 год

№28. Золушка1С начала 60-х годов мастера БТК придают все большее значение вопросам детского восприятия, пристальнее всматриваются в принципы детской игры. Именно в ней пытаются найти они точку опоры для качественных изменений в эстетике кукольного спектакля.

В детской игре сложное переплетение реального и невозможного позволяет создавать какой угодно мир, населенный какими угодно персонажами: людьми, зверями, вещами, и приписывать этим персонажам свойства, черты характера и поступки, не оглядываясь на функциональное назначение предметов или тот стереотип характера, который стоит за тем или иным героем. Если в сказке речь идет о живом волке, пусть даже обладающим человеческим голосом, он, естественно, бывает только злым. Кукла-волк в игровом действии, направляемом фантазией ребенка, наделяется любыми качествами, совершает любые поступки. Может даже стать не волком, а папой или… мамой. Только в детской игре с куклами вероятна семья из папы Зайцы, мамы Волка и их ребенка… Чернильницы.

№28. Золушка3На эти особенности детской игры, тесно связанные со свойствами эстетического восприятия, и обратили внимание мастера Большого театра кукол. Спектакль «Золушка», поставленный в 1963 году по пьесе Е. Шварца, продемонстрировал качественно новый подход к театральной кукле.

Куклы «Золушки» — это образы из сказки, увиденные ребенком. Вот Фея – на изящном личике огромные, удлиненной формы глаза, с высокой прически спускается на лоб блестящая диадема, пышное платье перехвачено в осиной талии – так девочки рисуют свой идеал красоты. №28. золушка2Или Король – яйцеобразная большая голова, венчаемая маленькой короной, из-под короны смотрят глуповатые глаза, посредине прилеплен комок носа, а внизу пухлый шарик туловища, закутанный в королевскую мантию, — вовсе некрасивый и смешной, таким и воспринимается детьми этот шварцевский персонаж.

Решая форму и силуэт кукол, художник-скульптор В.Г. Ховралева как бы воплощала в скульптуре детские рисунки, герои которых имеют главные отличительные признаки и лишены подробностей, красивы или смешны в зависимости от того, хорошие они или плохие.