1996 год

№64.князьков3«Он удивительно работоспособен, — говорила об Андрее Князькове В.С. Киселева, — он влюблен в свою профессию. Ясно: человек пришел туда, куда его звала душа. Слава богу, что мечта его осуществилась. Я верю в будущее Князькова. Такие, как он, с такой преданностью профессии и требовательностью к себе, встречаются не часто. Я бы даже сказала, что у него повышенная, болезненная требовательность к себе. Желаю ему не излечиваться от этой высокой болезни души».

Из журнала «Театральный Ленинград»

Андрей Князьков прекрасно чувствует куклу, ее возможности, ее пластику. И при этом всегда ощущается его отношение к тому, что он играет. Для него нет ролей, не стоящих поиска. Даже в эпизодах артист стремится не только найти запоминающиеся характерные черты, которые будут «держать» образ, но и воссоздать «роман жизни» героя. В главных же ролях (Карл – «Гадкий утенок», Слоненок – «Слоненок» и др.) он пытается последовательно раскрывать сценический характер, передавая через пластику куклы мысль. Актер умеет расширить возможности роли, находя в ней то, что способствует созданию образа ассоциативного и емкого.

№64.князьков1Андрей Князьков умеет брать у учителей (институтские наставники и Виктор Сударушкин) то, что учитель, мастер не всегда передает ученику – не суть, а дух, не саму ткань, но воздух вокруг нее. И это всегда не подражание, а следующий шаг по тропинке. А. Князьков умеет хранить все необходимое и дорогое, что умеют немногие. Пожалуй, нет сейчас человека, который бы помнил все мизансцены памятных ему спектаклей, все роли, сыгранные чтимыми и любимыми им актерами, все взаимосвязи актера с куклой, обитаемость сцены, использование ее пространства. И это всегда не механическое запоминание, а творческое, абсолютно свое осмысление памятного, продолжение его во времени, то, что В. Набоков назвал «продленный призрак бытия».

«Далеко не каждый может похвастаться тем, что у него есть соавтор. Я могу и хвастаюсь – у меня есть свой соавтор – завлит Большого театра кукол Кира Максимовна Черкасская.

Если бы кто-нибудь мог представить, что так будет, я бы ему все равно не поверил. Кем я тогда был? Совсем еще начинающим никем. Просто пришел к завлиту БТК посоветоваться насчет написанного для спектакля текста.

Получил тактичный разгром.

Пришел второй раз, третий, четвертый…

В результате вышел результат. И появилась совместная идея.

№64.князьков2Идея вылилась в новогоднюю интермедию, которых было написано для БТК аж пять штук, в два сценария новогодних спектаклей, в две двухактные пьесы “Принцесса-Трещотка” по сказкам Топелиуса и “Зимние приключения трех поросят”. А также в сценарии двух четырехсерийных телевизионных спектаклей “Запомни, Принцесса!” и “Тайна мерцающих огоньков”.

Это еще не считая сценария документального фильма “Наша Валерия Сергеевна” об актрисе Большого театра кукол, народной артистке России Валерии Сергеевне Киселевой, сценария бенефиса народного артиста России Владимира Владимировича Кукушкина “Часы с Кукушкиным”, сценария юбилейного концерта БТК, массы поздравлений различным театрам города Санкт-Петербурга, а также текстов песен ко многим спектаклям.

Как мы работаем? Этого не знает никто. Даже мы. Мы просто садимся и работаем. И получается. Почему? Да просто повезло».

Теперь у Андрея Князькова два замечательных театра – «Чемодан-дуэт КВАМ» и «Hand Made» — поэтому он бывает в своем родном театре эпизодически. Но Большой театр кукол всегда будет домом для А. Князькова. Союз его с БТК «неразделим и вечен»… Театр продолжает свой диалог с ним.