Кира Максимовна Черкасская, заведующая литературной частью

Интервью из журнала «Театральный Петербург» (2007 год)

Как и многие, кто знаком с Кирой Максимовной, я просто обожаю приходить к ней в гости в БТК. В малюсенькую комнатку, находящуюся на третьем этаже, от пола до потолка завешенную, заставленную, заполненную куклами. Они из списанных спектаклей. И были бы, сиротки, заброшены куда-нибудь на пыльные театральные антресоли… У Киры Максимовны они обретают второй дом. Такой кукольный дом ветеранов сцены…

«Что ты на меня смотришь так? Грустно тебе? Сейчас про тебя тоже расскажу». Куклы для Киры Максимовны – одушевленные. «Вот, — продолжает она, беря в руки, например, куклу Остапа Бендера и обращаясь к пришедшему гостю, — он на сцену с Альперовичем выходил, а вот это – моя любимая Принцесса… Смотри, глаза какие! Очень красиво, да?».

Про каждого персонажа спектаклей БТК у нее припасена целая история, своего рода досье, хранящееся в памяти. «Я их люблю. Люблю и жалею». Понятно, что глупо и нелепо задавать ей вопрос, на самом ли деле она считает кукол живыми. Разумеется, да. В этой комнате, своих владениях кукольного размера, она работает не одна, а в многочисленной и очень «разношерстной» компании. Принцы и принцессы, волшебники, Емеля, сказочные животные, драконы, калифе, русалки и слонята… Кого тут только нет!

Еще в этой комнате хранится бесконечное количество папок, листов, газетных вырезок, открыток, фотографий… Это архив театра, который Кира Максимовна собирает давно. Каждый человек, когда-либо выходивший на сцену БТК для нее важен. Потому что Кира Максимовна любит свой театр. Без пафоса. Искренне, горячо, очень болезненно реагируя, когда Великие уходят…

«Алло! – раздается порой звонок в нашей редакции. – У нас юбилей, годовщина, бенефис… Понимаете, это очень важно! Он великий человек. Надо это помнить. Потому что таких больше нет». Это какое-то потрясающее человеческое качество – так болеть за свое дело, так искренне ему отдаваться. Причем совершенно бескорыстно.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что подобных завлитов в городе почти не осталось. Кира Максимовна не просто заведующая литературной частью театра. Она из тех, кто застал людей, чьи имена, сегодняшним студентам известны только из лекций по истории русского кукольного театра. Люди и есть самая правдивая, настоящая театральная история. Такая, о которой не пишут в учебниках. Только передают из уст в уста. И она ее бережно хранит.

Кроме того, у Киры Максимовны замечательное чувство юмора и очень внимательный, цепкий взгляд. Она многое замечает в жизни, что потом переносит на бумагу. Дело в том, что она не совсем обычный завлит. Эта энергичная, красивая женщина – еще и очень талантливый автор. Вместе с Андреем Князьковым, много лет проработавшим в БТК, она сочиняет сказки. Вдвоем они написали не один сценарий к внутренним театральным праздникам. К юбилею В. Киселевой, В. Кукушкина («Здрасьте, или Часы с Кукушкиным»), к его бенефису («Народный артист, или Жаконя – молодец!»)… Они же – авторы сценария спектакля «Принцесса-Трещотка», ежегодных новогодних елок (в том числе и предстоящей под названием «Зимние приключения трех поросят»), проводимых в театре. Этот же творческий дуэт сочиняет песни ко многим бэтэкашным спектакля, к примеру, к постановкам «Гном Гномыч и Изюмка», «Белоснежка и лесные дети»…

Две их с Князьковым сказки – «Запомни, принцесса!» и «Тайна мерцающих огоньков» — долго шли на петербургском телеканале в самый, как сейчас говорят, «прайм-тайм». Потому что пользовались невероятной популярностью.

Она – редкий человек. Во всех отношениях. Добрая и чуткая, умная и остроумная, строгая, интересная, смешливая, отзывчивая, обязательная…

(с) Катерина Павлюченко